menu






ЕЛЕНА АБАШОВА


Трейлраннинг, Марафон, Сверхмарафон!



ОТЧЁТЫ

ОБО МНЕ

ДОСТИЖЕНИЯ

ТЕСТ-ДРАЙВ

КОНТАКТЫ

суббота, 8 сентября 2012 г.

Мои первые 100 километров

          Ну что ж, вот он день, который я ждала больше года, к которому шла тернистой дорогой, преодолевая различные психологические и физические барьеры. И что же, у порога своей цели я стучусь в дверь с полной уверенностью и спокойствием.

…А все начиналось с неожиданного звонка...

          В тот момент, когда я решила бросить бег, после неудачного марафона, мне позвонил ПАША. Паша – это человек, которого я знала только по контакту. Он сказал в трубку, что видел на соревнованиях Иру Вишневскую, и сказал ей, что я хочу бегать 100 км. В этот момент у меня случился шок! С чего он взял, что я хочу бегать сотку? Почему он так решил за меня? Я никому ничего подобного не говорила! А он продолжает: они тобой заинтересовались, ждут твоего звонка, срочно звони им! Стоп, нет-нет-нет! Я, наверное, перегрелась на солнышке и мне все это мерещится. Еще бы за меня решали, что мне бегать!!! Вечером все продолжилось – ЗВОНИ ВИШНЕВСКОЙ! Я не решалась и очень боялась! Но в итоге разговор с Ирой состоялся на следующий день! Она спросила, действительно ли я хочу бегать 100 км.? Мне деваться было уже не куда, я сказала – да! С того момента началась моя история! Ира и Андрей (тренер) перевернули все мое спортивное сознание, я научилась тому, что не могла узнать за те 8 лет тренировок. И только когда моя голова осознала, что такое 100 км. и дала сигнал – я начала готовиться с 100-ке.

…Накануне вечером полнейшее умиротворение. Наблюдаю за происходящим и радуюсь, что я здесь и сейчас в этой компании, в этой атмосфере настоящих бегунов на 100 км. Что будет завтра? Завтра будет – утро и вечер, старт и финиш. Строгий отбой в 22.00 и не звука, комната застыла в темноте.

          Утро субботы. Слышу шепот в комнате, до подъема 15 минут, а так сладко спится. 6:00 будильник с моей любимой песней, с той самой, с которой я начинала мой путь соточника. Она начинается со слов «Вставай, мила моя вставай!». А вставать не хочется. Обычно когда есть волнение, сон – это лишнее, не получается. Почему я так спокойна – не понимаю. Дотягиваюсь до света, утро начинается, комната Д1 начинает свой сбор. Последнее приготовление – напиток из лимона, который отнимает у меня много времени. Понимаю, что время мало, а надо еще кашки покушать! Ну где мое волнение? Почему я ем спокойно? Все делаю размеренно? Абашова, очнись, у тебя через час старт на 100 км. Либо я до сих пор не осознаю, что меня ждет, либо на столько смерилась с этой дистанцией, что голова в покое.

          Выходим из гостиницы, до старта пешком около 1 км. Нас собралась приличная компашка. Понимаю, что люди, которых я видела только на фотографиях, в новостях и в протоколах – идут рядом, и мы одно целое. На самом деле, соточников на столько мало, что этот мир очень близкий и добрый. Ну по крайней мере, мне так показалось.

          Погода не радует. Очень прохладно и дождик моросит. Вывод только один – бежать надо в длинной форме. Приходим практически на пустое место старта. Никогда не думала, что перед соткой буду разминаться. Все очень тянется медленно, волнение меня не посещает, и тут начинается кипиш организаторов – старт через 5 минут. Очнулись после спячки. Все на старт. Не так уж и много народу. Что-то типо, собралась местная тусовка побегать, только эти местные разбросаны по всей России. Я забилась в конец пелитона, как будто в угол. Я буду в конце! Самая главная задача – не начинать быстро, держать себя в руках, а может и в ногах. Надо хотя бы добежать. Дается старт и волной уносит участников вперед, и у меня остается такое ощущение, что я бегу самая последняя. Оглядываюсь, ан-нет, есть еще кто-то. Практически все женщины убежали вперед дружной группой в четыре человека. Я увидела Иру не далеко от себя, и естественно быстрее нее я не начну, а уж она знает что делает.

          Трасса представляет из себя 4-х километровый круг, и чтобы пробежать 100 км. надо намотать таких 25. Для меня это воспринимается абсолютно сносно, я к такому и готовилась. Пробежал 2,5 круга уже 10-ка. Первый круг был, как положено, медленный, закончили мы его вместе с Ирой – 20.17. И я сделаю акцент на Ире, т.к. она МСМК (даже ЗМС), и как следствие, для того чтобы показать высокий результат – не обязательно ломится со старта, а постепенно раскатывать. И это главный опыт полученный мной. Второй круг был на минуту быстрее, и я даже напугалась – так нельзя. Сбавила. Я постоянно делала отсечки по кругам, чтобы хотя бы первую половину дистанции контролировать свой темп. Получалось наращивать запас времени. Ориентировалась я на темп в 5 минут на 1 км. И к 50км. я все еще имела запас около 5 минут в добавок.

          Возможно сложно описать каждый круг, каждую мысль, которая приходила ко мне. Я старалась запоминать свои эмоции и чувства во время дистанции. И первую половину я была зрителем и участником одновременно. Интересное, однако, зрелище, бег на 100 км. Человек не знающий, мог бы сказать – ну бегут они, даже не бегут, а ползут. Но если присмотреться, то тут идет невероятная борьба не только с соперниками, но и с самим собой. Я, просматривая протоколы, где имелись раскладки по километрам, замечала такую особенность, что первые 50км. это не показатель. Все начинается на 70-90 км. И получается, как бы ты не бежал в начале – в конце все будет по-другому. По сути, первый полтинник – это лишний элемент в 100 км. беге. Я это понимала. Бежала и наблюдала за происходящим вокруг, разглядывала таблички, людей, светофоры, асфальт, небо. Погода была совершенно разной. В одну стороны – холодный, сильный встречный ветер – в конце дистанции он казался еще сильнее. В другую сторону – встречное солнце и тепло. Приходилось закатывать, хотя бы, рукава водолазки. Видела как парень манипулирует ветровкой – одевает/снимает.

          Когда бежишь такую дистанцию – уходит много времени. Начинаешь утром, заканчиваешь уже к вечеру. И опытные соточники одевают на себя разную одежду и по мере изменения погодных условий – изменяют свой облик. Я так еще не умею, да я еще много чего не знаю в этом направлении. Это далеко не марафон, и здесь все намного серьезнее. Но в целом, по трассе мне было комфортно в том, в чем я находилась. Итак, я зритель и участник на этом сверхмарафоне. Наблюдала я за происходящим у мужчин и делала очевидные выводы о непредсказуемости такой дистанции. Я бы не сказала, что здесь, на Кубке России собрались «чайники», наоборот – вся элита, которая имеет в своем архиве множество 100-ок и отличных результатов. Но не смотря на это, и среди них случались «проколы». Лидер, который в начале обогнал меня на 3-4 круга, в конце бежал не быстрее меня и был уже далеко не лидером. Кто-то сходил, кого-то ломало, у кого-то судороги, кто-то уже просто еле передвигался. Мне стало страшно. А что же будет со мной?! Я отвлекала себя песенками под нос, мыслями о жизни, где-то шутила сама с собой, но в целом мне нравилось все происходящее вокруг. Для себя, еще во время тренировок, я решила, что самое главное не сломаться психологически, тогда физически мое тело дотерпит до конца. Я не признавала такой мысли как сход. Буду ползти, идти, но доберусь до финиша, и я была не одна в таких рассуждениях, и видела прямые примеры. Что же происходило у женщин. Ира бесспорно вышла вперед, компания из 4-х человек развалилась постепенно. Все было предсказуемо. Я уважаю каждую девушку (женщину) пробегающую 100 км, и не важно за 8 часов или за 11. Но в этот раз я знала возможности каждой из них, и делала выводы. И была абсолютна права. В итоге, после 2-х часов я бежала 4-я (всего стартовало 7).

          Но тут дело не в количестве, а в возможностях – не каждая решиться, и 7 женщин это даже много для такой дистанции. В отличии от них я бежала свою первую сотку, и 4-я позиция была логична во всех смыслах. Вторая была Надя – МС, третья – Таня, 1 разряд и первая сотка, преодоленная в манеже. А уж в манеже бежать куда сложнее, на мой взгляд, и я уверенна была, что сейчас на улице у нее получится все лучше. Так что бежала я и не парилась. Через 4 часа после нашего старта дали старт полумарафонцам по нашим кругам. Это был ураган в нашем тихом омуте. Я лишь увидела как на встречу несутся парни с огромной скоростью, а я уже так привыкла к размеренному, спокойному бегу. Я думала, что они внесут свежесть в мой бег, но ничего подобного не произошло. У меня был уже 52 км. Я еще была свежа и тянула свой темп, хотя потихоньку начинала уставать. Взгляд мой уже был, по большей части, устремлен в асфальт и в белые полосочки (разметку). Иногда я разглядывала пробегающих, их кросовки, их технику бега. Осталось ощущение, что они поглотили весь наш маленький мирок сверхмарафонцев. Я уже практически не видела наших красных номеров, одни синие.

          Ну вот так, с ними прошли еще 20 км. пути. Мой темп упал. Я продолжала делать отсечки, но уже не смотрела на них. По часам в стартовом городке я наблюдала за падением времени. Само собой. Наивно предполагать, что я на первой сотке буду всю дорогу держать один темп. К тому времени, я в голове держала огромный перечень своих слабых мест, которые не доработала на тренировках. Они были очевидны! Надежда на мастера спорта тоже растаяла с 70-ым км. Было бы слишком жирно мне. Иногда мне казалось, что я бегу одна. Впереди прямая и никого, спасали круговые, которых периодически приходилось обгонять. Ветер гнул к асфальту, казалось, что не бегу, а топчусь на месте, но мысли об ветре – отвлекали.

          Питалась я регулярно. И все-таки, хорошо, когда питаешься не на общественных пунктах питания (на которых особо ничего и не было), а из рук тренера. И пьешь те напитки, которые хочешь, а не которые предлагают. Кола-Лимонка-Powerade-изотоник. Конечно, мой перечень напитков слабоват, но на них я и бежала. Тренер подбадривал, говорил, чтоб потерпела, что добегу, да я и сама в этом была уверенна. Есть различные варианты того, как вырубает на соревнованиях. У меня были марафоны, когда ноги становились не моими, а сознание ныло от безысходности и тяжести. Мысли о сходе, о том, что никогда в жизни не побегу марафоны. Это все ломало. А здесь…я в трезвом уме, я понимаю, что происходит, мне все нравятся. Ноги побаливают, но они способны бежать в том небольшом темпе. Круги не уматывают. Женщина-судья на круге уже на пальцах показывает сколько осталось, но я ее и так прекрасно слышу.

          Наверное, на 80 км. стало скучно. Я не знала о чем думать, но оставалось всего лишь 5 кругов и 20 км. Как же это мало. Я по мимо своих бутылочек стала брать еще простые с водой, и просто с ними бежала. Было такое обезвоживание тела, что руки сохли и было не комфортно. На лице была только соль. В какой то момент я увидела лужу на трассе, и помочила там руки – стало легче, и с тех пор я брала бутылку с водой. Обливалась немного, пила, а в остальное время использовала как погремушку.

          Все шло к 90 км. Я его ждала, и ничего не предвещало изменений. И тут, не далеко от дальнего поворота, на встречу мне идет третья девушка. «ОНА ИДЕТ!!! АБАШОВА, СЛЫШИШЬ? ВИДИШЬ? ОНА ИДЕТ ПЕШКОМ!» - начал вещать мой головной навигатор. Произошел какой то щелчок в голове, и она отключилась от сознания. Работал лишь навигатор, который начал мне твердить – «ОНА ИДЕТ ПЕШКОМ, ТЫ – БЕЖИШЬ, ДОГОНЯЙ ЕЕ, ТЫ СМОЖЕШЬ, ОНА – ИДЕТ, ТЫ – БЕЖИШЬ, АБАШОВА – ЭТО ТРЕТЬЕ МЕСТО». Теперь асфальт потерял свою значимость. У меня 90 км., еще 2,5 круга и впереди белая спина, которую надо догнать. Глаза налились огнем, и в тоже время стали стеклянными. Я как робот бросилась в погоню. На ближнем повороте, где велся отсчет кругов, я заорала тренеру – «где она?». Она была рядом, но бежала. Мы вышли на прямую с ветром. Тренер понял о чем я кричала, и посоветовал постепенно накатывать. Оставалось 2 круга, а мне казалось, что если не сейчас, то потом не хватит сил.

          Сила? Хмм, откуда сила-то появилась? Но тут уже была не я. А на прямой ветер, которых заставил приклониться к асфальту . Она бежала, я бежала и разрыв не уменьшался. У меня стала дергаться мышца на бедре, дыхание было на вынос. Мне показалось, что я выдохлась, пока ее догоняла на той прямой. В голове промелькнуло тысяча мыслей. Ира бежала на встречу на финиш и крикнула – догоняй ее. Ооо, Ирины слова. Они для меня лекарство от всех видов спортивной болезни. От лени и сачкования до психологических спадов. Но почему то здесь, я было уже потеряла надежду. Тот момент, что я добегу 100-ку уже не играл важной роли. Вот то, что я не догоню третье место – расстраивало. Как я буду смотреть в глаза Ире, Андрею (тренеру), а себе?

          Меня догоняла на круг вторая девушка. И на повороте была рядом, меня это зацепило и взбодрило. Не дам обогнать себя на круг! А тут началась прямая без ветра и меня понесло. «ОНА РЯДОМ, ДОГОНЯЙ, ЕЩЕ НЕМНОГО, ТЕРПИ» - твердил навигатор. И она мне покорилась. Мне было очень жаль. Ее очень сильно вырубило, я даже не представляю какого было ей. Она хорошая девушка и действительно была готова. Я бежала и завидовала тому, что она точно выполнит мастера с запасом. Но, как оказалось, и на последних 10 км. может решиться все.

          Я наблюдала в протоколах в раскладке, что Ира на последних километрах дистанции вырывала себе место выше, но никогда подумать не могла, что сама с этим столкнусь. Я обошла ее, и почувствовала в след, что она опять пошла. А мне надо было убегать, но уже по привычке или от страха. Бежать до конца, ну хотя бы от второй. Оставался лишь 1 круг. Я почувствовала мою скромную дружескую, но сильную поддержку Антона и Оли (спасибо вам!). На повороте оглянулась – она далеко. Теперь просто бежать – крикнул тренер – молодец, ты все сделала правильно! Теперь лишь осталось побороться с последним ветром , а потом убежать от него. Странное чувство, вроде уже бежишь третьей, а не веришь до последних метров.

          За несколько метров до финиша слышу со сцены слова ведущего «…а теперь мы будем разыгрывать СА-МО-КАТ». Это меня так расмешило и с этими словами я финишировала. Какое же счастье! Я бежала и просто сверкала от радости! Нет, у меня не было чувства того, что я пробежала 100 км, у меня было только чувство того, что я – третья, и что это Кубок России. Как же было приятно финишировать. Это моя первая сотка. Позже глянула на часы – там было 8.35.47. Я – КМС, и всего лишь 6 минут не хватило до МС. Но тут надо было раньше прибавлять темп, или лучше тренироваться (и это будет точнее!). Но я рада тому, что есть!

          Я задавала многим «бывалым» соточникам один вопрос – что бежалось сложнее первый марафон или первая сотка? Однозначного ответа я не нашла. А сейчас могу ответить сама на этот вопрос. Сотка далась легче, чем первый марафон, да и многие другие. Не сложно, надо лучше тренироваться, грамотнее вести себя на дистанции и терпеть. Мне есть к чему стремиться, и если есть цель – есть желание совершенствоваться дальше! Мне трудно до сих пор поверить в то, что произошло. Я даже немного стесняюсь говорить о своем поступке, но эмоций выше крыши!

          Через 10 минут меня уже не было в стартовом городке. Я думала, вернее планировала, после финиша залечь на газон или куда-нибудь еще и приходить в себя. Но нет, мы собрались и тут же пошли в гостиницу купаться. Я была в полнейшем сознании и адеквате. Шутила, эмоции захлестывали, шла сама, умудряясь еще по пути писать смс-ки. Вот в душ уже было сходить сложнее.

          Награждение планировалось в 19.00, но конечно же все перекрутили, и когда мы пришли всех уже наградили. У нас было скромное награждение в тесных кругах. Но вполне приятное.

          Все не зря. Случайные слова о 100 км. стали мечтой, мечта превратилась в цель, желание и упорство помогли дойти до этого дня, а этот день сделал все желаемое реальностью! И конечно же, многое зависило от поддержки, от тех людей, которые верили в меня больше чем я сама в себя и знали наперед, что все получится. И я счастлива от того, что они есть в моей жизни!